Как снизить показатель отказов от сайта?
Показатель отказов (на английском языке: bounce rate) – метрика, которая весьма широко используется в веб-аналитике. Под этим термином обычно подразумевают процентное отношение числа посетителей, быстро покинувших сайт прямо со страницы входа (без совершения каких-либо целевых действий и дальнейших переходов), к числу всех посетителей сайта.
Возможно, определение звучит сложновато, зато на практическом примере всё гораздо проще и понятнее. Допустим, на Ваш сайт за день зашли 200 посетителей. Из них быстро ушли со страницы (не совершив дальнейших переходов, не совершив целевых действий) 80 человек. Каков показатель отказов?
80 / 200 = 40%
О чём нам говорит этот показатель? Видя такую цифру, мы начинаем представлять, сколько посетителей (потенциальных клиентов), попав на «входную» страницу сайта, тут же закрывают её, вместо того, чтобы продолжить просмотр других материалов и предложений. То есть, некий пользователь что-то искал в Интернете, воспользовался сервисом Яндекс или Google, ввёл в строку поиска запрос, получил выдачу ТОП-10, кликнул на ссылку, ведущую на сайт, и… тут же закрыл вкладку браузера.
Что получается? Человек не пошёл на другие страницы. В корзину товар не поместил и туда не переходил. На кнопки целевых действий не нажимал. Конечно, есть вероятность, что он сразу нашёл, что было нужно, и решил сделать заказ по телефону, просто позвонив. Но, как правило, быстрый уход с сайта либо уход без каких-либо кликов дальше по ссылкам – свидетельство того, что пользователь не нашёл ответа на свой запрос.
О чём подобное действие (закрытие вкладки) скажет поисковой системе? Сайт считался полезным (по какому-то поисковому запросу), но у человека сложилось другое мнение – он счёл сайт бесполезным и ушёл.
А вот это уже неприятно! Если поисковая система поймёт, что таких пользователей много, что они уходят с сайта сразу, процент отказов стабильно высок изо дня в день – поисковая система решит улучшить качество своего сервиса и заменит сайт в ТОП-10 на другой, у которого показатель отказов будет ниже.
Если же, наоборот, у страниц сайта низкий процент отказов – то, по мнению поисковых сервисов, это хороший признак. Сайт интересен пользователям (данная страница хорошо стимулирует посетителей к просмотру других материалов сайта) - такие веб-ресурсы надо поднимать в выдаче…
Так мы приходим к пониманию, что за показателем отказов нужно следить (как минимум). А в идеале – снижать его.
Добавим к сказанному, что у разных аналитических систем различающиеся алгоритмы расчёта показателя отказов. Если при анализе Вы будете использовать два сервиса аналитики (например, Яндекс.Метрику и Google Analytics), то, скорее всего, получите два разных показателя отказов. Это вовсе не означает, что какой-то из них правильный, а какой-то нет. Просто разработчики заложили разные формулы…
Тем не менее, любой аналитический сервис очень помогает в определении эффективности страниц сайта, в поиске тех из них, у которых показатель отказов превышает (а иногда – существенно превышает) средние значения для сайта.
Как посмотреть показатель отказов для страниц своего сайта?
Для этого можно использовать сервис Яндекс.Метрика (если у Вас установлен счётчик Метрики на сайте, как его установить – мы рассказывали в «Совете дня» этого выпуска).
Зайдите на сайт https://metrika.yandex.ru/
Введите свои логин и пароль.
Выберите нужный сайт (если у Вас их несколько).
В левом управляющем меню нажмите кнопку «Отчёты»:
Появится дополнительное меню (подменю), в котором необходимо выбрать «Страницы входа»:
Сервис предоставит статистику по выбранному сайту в целом, а также по каждой его странице (отметим: в той же таблице будут представлены данные по глубине просмотра страниц и по среднему времени пребывания на них, но мы эти показатели «отрезали», так как сейчас говорим только об отказах):
В качестве примера взят для рассмотрения сайт сервиса Onicon, разработанного Мегагрупп.ру. Из полученной таблицы видно, что показатель отказов очень сильно отличается для разных страниц сайта. Где-то он находится на уровне 10%, а где-то – превышает 40%.
Даже если не знать о том, какой показатель отказов считается приемлемым для коммерческих сайтов, можно на базе полученных статистических данных понять: какие страницы нравятся нашим потенциальным клиентам, а с каких посетители «убегают». Уже есть пища для размышлений. Уже есть цель: снизить показатель для тех страниц, где он выше всего. Или, как минимум, разобраться, почему он там такой впечатляющий…
Какой показатель отказов считать нормальным?
Итак, мы разобрались с тем, что такое показатель отказов, поняли, как получить количественные характеристики для разных страниц сайта.
Встаёт следующий вопрос: а какой показатель считать нормальным? Какие цифры считать приемлемыми с точки зрения поисковых сервисов, а какие – за гранью допустимого?
Единого ответа на такой вопрос нет. Мало того, что в системы аналитики встроены разные алгоритмы расчёта, так ещё и для разных типов сайтов очень разнятся количественные характеристики, которые считаются нормальными.
Есть некие усредненные данные Google Analytics, которые можно взять в качестве ориентира.
Для известных развлекательных и информационных сайтов (уже сделавших себе имя, имеющих репутацию), для крупных порталов показатель отказов обычно находится в диапазоне 10-25% (по другим данным 10-30%).
Примерно такой же показатель (15-30%) – у сайтов сервисов, сайтов вида «Вопрос-ответ».
Очень высокий процент отказов характерен для лендингов (70-90%). Здесь, видимо, смысл в том, что посетитель очень быстро принимает решение: если ему не интересен предложенный продукт (сервис), он тут же уходит без совершения целевого действия.
На уровне 45-60% находится показатель отказов у малоизвестных контентных сайтов. Скорее всего, важную роль играет тот факт, что – даже если информация интересная и полезная – посетитель не очень доверяет сайту, не имеющему высокого авторитета.
Но нас, конечно же, больше всего интересуют бизнес-сайты и Интернет-магазины. По данным Google Analytics, для корпоративных сайтов показатель отказов в среднем находится на уровне 30-50%. Для Интернет-магазинов он чуть пониже, варьируется в диапазоне от 20 до 40%.
Подводя итоги, можно сказать следующее. Если Вы получили статистику для своего продающего сайта и видите, что показатель отказов превышает 50% - есть о чём задуматься.
Кроме того, как мы уже отмечали выше, следует обязательно обращать внимание на те страницы, у которых показатель аномально высок по сравнению с другими.
Для примера: выше мы построили статистику по сайту сервиса Оникон и увидели, что для одних страниц показатель отказов находится на уровне 10-15%, а для других – превышает 40%. Конечно же, мы должны обратить самое пристальное внимание на те страницы, где уровень в 40% или около того…
Как уменьшить показатель отказов?
В каждом конкретном случае нужно изучать страницу с товаром (услугой), стараться понять: что могло вызвать негативное отношение посетителей?
Общая (базовая) рекомендация прозвучит несколько банально, но это - правда. Почему посетитель ушёл? Потому что не нашёл, что искал. Либо потому, что информация трудна для понимания (она плохо подана).
Следовательно, в указанных направлениях и нужно работать.
1. Формируйте правильное семантическое ядро сайта
Об этом мы говорили не раз, и не устанем повторять. Не пытайтесь «заманить» на сайт посетителей какими-то «ходовыми» (популярными) ключевыми фразами. Используйте только те запросы, которые соответствуют Вашему контенту и деятельности. Иначе показатель отказов всегда будет высоким. Конечно, использование «хитовых» слов даст трафик, но отказы от сайта будут сумасшедшими, и поисковым системам это сильно не понравится…
Вот выпуск о том, как подбирать поисковые запросы для семантического ядра.
2. Используйте толковые заголовки!
Заголовок должен повторять ключевую фразу, по которой пользователь перешёл из поиска (из рекламы) на Ваш сайт. Как вариант – он должен содержать в себе ключевое слово (ключевую фразу). Не забывайте, что заголовок должен иметь разумную длину.
Посетитель – как только переходит со страницы поисковой выдачи на сайт – должен получить мгновенное подтверждение, что попал туда, куда и надеялся попасть.
В помощь: выпуск «Притяжение броских заголовков на сайте и в рекламе».
3. Представляйте информацию рационально и удобно для восприятия
Не надо «текстов-портянок», они всегда пугают посетителей. Если очень нужно передать пользователю большой объём информации – структурируйте текст. Разбивайте его на логические блоки, а для блоков – придумайте цепляющие подзаголовки. Используйте нумерованные и маркированные списки, чтобы сделать перечисления более заметными и авторитетными на фоне прочего текста.
4. Не забывайте про последовательность подачи информации
Очень плохо, когда в размещении информации нет логики. Любая страница должна быть не только разумно и рационально оформлена, о чём мы сказали выше, но и грамотно построена, чтобы мысль «не скакала».
Примерно так:
1. Что предлагается.
2. В чём выгоды предложения, в чём его уникальность для покупателя (УТП) – почему имеет смысл купить именно здесь.
3. Как купить (формы оплаты, доставка и т.п.).
4. Гарантии, триггеры доверия (отзывы, сертификаты, грамоты-награды).
5. Кнопка целевого действия.
5. Используйте удобный для чтения шрифт
Посетитель сайта должен иметь возможность без труда, без напряжения для глаз прочесть текст статьи либо текст коммерческого предложения!
Если используется много разных по стилю шрифтов, если набирать текст мелким шрифтом – это вызывает утомление. Не забывайте, что любой потенциальный покупатель в поисках товара (услуги) обходит несколько сайтов. Ему тяжело от перенапряжения, он не хочет ошибиться. Он устаёт. Сайты, где ему особенно тяжело, он закроет в первую очередь.
6. Готовьте достойный контент
Статьи на сайте должны быть:
- уникальными (не заимствованными с других сайтов);
- толковыми (дельными);
- вызывающими интерес.
Где получить достойный контент, как создать его самостоятельно – мы рассказывали здесь.
7. Размещайте картинки хорошего качества
Некоторые владельцы сайтов действуют неразумно. Нужно изображение для страницы? Да без проблем, сейчас найдём!
И ставят что-то:
- мелкое:
- размытое:
- не показывающее товар в выгодном свете.
То есть, вместо того, чтобы продемонстрировать товар наилучшим образом, владелец сайта хватает первую попавшуюся под руку картинку, не задумываясь о последствиях. И получает массу отказов от сайта, плохие поведенческие факторы, падение позиций в поисковой выдаче.
Помните! Изображения должны быть качественными и уникальными! Такими, чтобы на них можно было нормально рассмотреть товар! Клиент хочет убедиться, что он не делает ошибку при покупке!
8. Расставьте акценты: цветовой контраст
Используйте этот приём оформления минимальное число раз на странице – только для того, чтобы специально выделить самое важное. Например, если у всего текста статьи фон белый, то под самым главным абзацем (где ключевые преимущества для покупателя) – можно сделать серый фон.
Не надо бесконечной пестроты. Должен быть разумный акцент.
9. Подумайте об адаптивном дизайне
Если сайт невозможно нормально посмотреть на мобильных устройствах – у него будет высокий процент отказов, причём для всех страниц сразу.
Мы совсем недавно говорили о том, что доля мобильных пользователей постоянно растёт, следовательно – нужно о них позаботиться, сделать так, чтобы они могли нормально взаимодействовать с сайтом.
Вот ссылка на соответствующий выпуск.
10. Добавьте блок быстрой навигации («Хлебные крошки»), удобный поиск, блок «Похожие товары»
Эти элементы веб-дизайна тоже помогают снизить процент отказов. Если даже посетитель не увидел информацию на той странице, на которую вошёл, есть шанс, что он воспользуется навигацией, подсказками или поиском, чтобы всё-таки получить интересующую информацию.
Это приёмы, проверенные многолетней практикой. Они работают.
11. Проверьте наличие/отсутствие всплывающих окон, музыки и прочих «прибамбасиков»
Любые решения, которые перекрывают основной контент сайта, сбивают с толку посетителя или вызывают его раздражение, недовольство, гнев – нужно беспощадно «резать».
Нередко бывает так, что владелец сайта, пытаясь «немного украсить» собственный веб-ресурс, убивает интерес посетителей к информации, изложенной на страницах. Вместе с тем «умирают» хорошие поведенческие факторы. После них «чахнут» позиции в поисковой выдаче.
Необходимое послесловие
В представленных выше советах нет ничего секретного и сверхъестественного. Вроде бы, это самые простые «рецепты», которые известны всем.
В то же время, в Интернете – по любому коммерческому запросу – присутствует «море» сайтов, на которых информация подана плохо, её трудно понять, фон и шрифты утомляют…
Сделайте чуть лучше, чем у этих сайтов – и Вы их переиграете. Вы обойдёте их в поисковой выдаче…
Совет дня. Используйте конструктор продающих страниц, чтобы не "изобретать велосипед" самостоятельно
Выше мы поговорили о том, как посмотреть показатель отказов для разных страниц сайта, а также обсудили «рецепты», позволяющие сделать сайт лучше.
Но нельзя не отметить, что самостоятельная работа с проблемными страницами отнимает много времени, и не всегда получается достичь ожидаемого результата. Правильная разметка страниц – если делать её самостоятельно – может вызвать затруднения.
В то же время, её (разметку) необходимо делать! Если проблемная страница важна, если на неё приходит целевой трафик – нельзя оставлять высокий показатель отказов без внимания.
Как быть?
Есть решение!!! В системе управления сайтами CMS S3 Megagroup присутствует шаблон продающей страницы с набором подготовленных блоков. Плюс к тому – имеются кнопки целевых действий.
Можно использовать готовые рабочие схемы, чтобы, как говорится, не изобретать велосипед. Попробуйте применить конструктор, чтобы немного «переформатировать» целевые страницы, на которые приходит трафик. Возможно, после использования конструктора показатель отказов снизится? А Ваши позиции в выдаче и продажи, наоборот, вырастут?
О работе с конструктором мы рассказывали здесь.